Мы находимся:
г. Москва,
пос. Газопровод,
д. 101а,
СОК "Газопровод"
схема проезда
Звоните:
+7(916)125-18-98
+7(963)999-48-65

Методика раннего развития малышей М. Трунова и Л. Китаева

Михаил Трунов и Леонид Китаев создали и апробировали уникальную методику развития двигательной активности грудничков с помощью специально разработанных физических упражнений. В методике авторы также рассмотрели правила ухода за малышом, рекомендации по выбору одежды, описали особенности грудного вскармливания.

Принципы методики динамического развития Трунова и Китаева не соответствуют классическим взглядам на воспитание, развитие грудничков. Авторы уверены, что много столетий назад родители подбрасывали своих детей, крутили за ноги и руки, а также выполняли другие упражнения с ними. В итоге у малышей активно развивались врожденные рефлексы, удовлетворяющие их естественную потребность в движении.

Основные позиции методики Трунов и Китаев детально описали в книге «Экология младенчества».

Данное пособие превратилось в актуальное практическое руководство для многих родителей, стремящихся всесторонне развивать собственного ребенка.

 

Основные правила методики Трунова и Китаева

Авторы методики рекомендуют молодым родителям начинать заниматься динамическими упражнениями с малышом сразу после их рождения. Мама крохи может на протяжении беременности выполнять комплекс специальных физических упражнений, посещать занятия по аквааэробики, закаляться и т.д. Такая активная беременность способствует благоприятному внутриутробному развитию крохи.

Но, перед тем как приступать к активным действиям, следует ознакомиться с основными правилами методики, чтобы не навредить здоровью ребенка:

1. Обращайте внимание на историю внутриутробного развития малыша и роды.

Трунов и Китаев рекомендуют учитывать общее самочувствие мамы в период беременности, а именно ее физиологическое и эмоциональное состояние, физическую активность и т.д. Важно акцентировать внимание на течение родов, введение медикаментов, обезболивания и прочие факторы.

Данная информация необходима для определения интенсивности будущих занятий с малышом и установления необходимого количества занятий с ним. Если будущая мама на протяжении беременности регулярно выполняла зарядку и проводила закаливающие процедуры, то родившийся малыш будет готов к повышенным нагрузкам.

Иногда из-за родовых травм или перенесенных заболеваний закаливания и любые физические нагрузки ребенку противопоказаны.

2. Учитывайте особенности развития нервной системы малыша.

Особенности нервной системы ребенка проявляются впервые дни после рождения. Для малышей с сильно возбудимым типом нервной системы интенсивные физические упражнения и процедуры закаливания могут спровоцировать возникновение стресса. Основным условием для осуществления эффективной динамической гимнастики является постоянный контакт ребенка с мамой и частое прикладывание крохи к груди. На фоне положительных ощущений небольшие стрессовые моменты, создаваемые от водных процедур или физических нагрузок, укрепляют и развивают психическую устойчивость грудничка.

3. Акцентируйте внимание на физиологических особенностях малыша.

Новорожденные дети обладают определенными физиологическими особенностями. Но не стоит их считать очень слабыми для проведения физических нагрузок. Ведь не каждый взрослый может выдержать нагрузки, которые испытывает ребенок в процессе рождения. Также взрослый человек будет ощущать себя некомфортно при постоянном пеленании и кормлением смесями. Годовалые дети способны со всем этим справиться, но иногда большой ценой для собственного здоровья.

4. Соблюдайте во всем комплексный подход.

Не применяйте для ребенка только отдельно взятые рекомендации, так данный подход может навредить здоровью малыша. Все предлагаемые методикой правила и предписания нужно рассматривать только в комплексе.

5. Родители малыша являются основными его учителями.

Процедуры закаливания, водный тренинг и физические упражнения с ребенком должны проводить его родители. В их надежных и любящих руках кроха себя ощущает комфортно и безопасно. Инструктор может только обучать родителей особенностям гимнастики и корректировать их действия. Бэби-йогу рекомендуется проводить под руководством опытных специалистов.

6. Родители должны испытать на себе все процедуры, которые они предлагают малышу.

Данный принцип важен, так как неопытные родители передают малышам свою неуверенность и страхи. Мама и папа должны провести совместные с ребенком процедуры закаливания, научиться нырять, выполнять физические упражнения и прочие мероприятия. Опасения и страхи родителей, даже возникшие на подсознательном уровне, способны спровоцировать у ребенка развитие различных недугов.

7. Позитивная психологическая атмосфера.

Спокойствие родителей и благоприятная окружающая среда является ведущим фактором для активного развития малыша. Ребенок на занятиях должен быть защищенным от влияния негативных эмоций. Приглашайте на уроки с малышом только близких для него людей и профессионально подготовленных инструкторов.

8. Регулярность и последовательность действий.

Проводить занятия следует регулярно, обращая внимание на общее самочувствие ребенка. С первых дней жизни малыша необходимо выполнять с ним самые простые физические упражнения, постепенно увеличивая нагрузку. Таким образом, родители научатся быстрее чувствовать своего ребенка и правильно реагировать на настроение малыша.

 

Физическая культура малышей

Занятия физической культурой важны и полезны для малышей. Физические нагрузки укрепляют и сохраняют здоровье, а также гармонично развивают младенца. Интенсивная и регулярная физическая активность признана результативным средством для формирования, развития психики новорожденного.

Методика Трунова и Китаева помогает новорожденному раскрыть его физический, эмоциональный потенциал, изначально заложенный природой.

Авторы методики выделяют следующие направления физкультуры для младенцев:

  1. Динамическая гимнастика. Система доступна и легка для освоения родителями и функциональна для грудничков. Она базируется на комплексе упражнений, эффективно развивающих психические процессы и тело малыша.
  2. Акватренинг или водные тренировки. Малыш выполняет на занятиях многообразные упражнения в воде, а также учится дыхательным упражнениям.
  3. «Бэби-йога». Данный вид тренировок напоминает йогические асаны. Занятия рекомендуется проводить опытным специалистам.

Согласно методике Трунова и Китаева занятия физической культурой с грудничкомявляются особой формой тесного общения с ним. Благодаря такому своеобразному языку, родители передают крохе важную информацию, которая необходима для его полноценного, гармоничного развития.

 

Динамическая гимнастика для грудничков

Динамическая гимнастика является результативным и универсальным средством для физического развития малышей. С ее помощью не только правильно формируетсяопорно-двигательная система ребенка, но и стимулируется работа внутренних органов, нормализуется метаболизми т.д. Занятия динамической гимнастикой отлично развивают координацию новорожденногои его вестибулярный аппарат. Также полезно для малыша совмещать динамическую гимнастику с закаливающими мероприятиями.

Упражнения динамической гимнастики просты и будущие родители легко их разучивают с инструктором по физической культуре.

В процессе занятий малыш испытывает многообразные ощущения, стимулирующие быстрое развитие его нервной системы. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка подбираются различные упражнения для занятий. Если новорожденный отличается повышенной возбудимостью, то можно провести комплекс упражнений с расслабляющим эффектом. Для пассивных грудничков подойдут занятия насыщенные активными упражнениями.

Важно родителям в процессе занятийдинамической гимнастикой сохранить тесную взаимосвязь с малышом и тонко чувствовать его настроение. Превратите данный процесс в веселую игру, которая поможет крохе всесторонне развиваться.

Родители, приступая к занятиям динамической гимнастикой, должны руководствоваться следующими правилами методики Трунова и Китаева:

  1. Упражнения с малышом выполняются в том случае, когда их техника полностью изучена родителями.
  2. Если ребенок сопротивляется или выражает активный протест, то следует уменьшить физические нагрузки.
  3. Стремитесь максимально разнообразить занятия динамической гимнастики для малыша.

Согласно методике Трунова и Китаева знакомить малыша с динамической гимнастикой необходимо с нежных прикосновений. Для этого нужно выбрать момент, когда новорожденный спокоен и готов к общению. Положите его на спинку и прикоснитесь руками к малышу. Ваши движения должны быть уверенными, но нежными. Кроха их воспримет не как источник беспокойства, а как выражение заботы и любви.

Если ваши прикосновения раздражают или беспокоят малыша, то рекомендуется устранить факторы, мешающиеналадить с ребенком телесный контакт. Возможно, малыш голоден, у него колики или он просто устал. Также причиной неудачи могут быть сами родители, а именно их неуверенность в собственных действиях или страх причинить новорожденному вред. Разобравшись в причинах неудачи, попытайтесь еще раз выполнить прикосновения к крохе.

Когда первоначальный контакт с малышом установлен, касания переходят в нежные поглаживания отдельных частей тела. Далее попытайтесь двигать ручками и ножками ребенка. Упражнения могут быть разнообразными от сгибаний до вытягиваний. Затем аккуратно двигайте голову малыша в разные стороны, давая нагрузку на шейный отдел. Все движения родителей должны быть нежными и плавными.

После такой разминки следуют простые упражнения динамической гимнастики, подробно описанные в методике Трунова и Китаева: «Крестик», «Пружинка», «Обезьянка», «Маятник» и т.д.

Когда ребенок адаптируется к вышеуказанным упражнениям, можно включать более сложные движения: «Забросы», «Боковые и прямые прокруты», «Перебросы», «Солнышко», «Карусель» и т.д. Данные упражнения направлены на развитие опорно-двигательной системы и координации малыша. Также они отлично регулируют работу дыхательной и кровеносной системы, помогают наладить функции пищеварительного тракта.

Следует отметить, что многие родители сомневаются в целесообразности проведения динамической гимнастики с девочками, опасаясь за их будущее телосложение. Эти страхи являются безосновательными, так как динамическая гимнастика не наращивает мышцы, а оказывает положительное влияние на суставы, сухожилия, не нарушая «женскую фигуру».

 

Водные тренировки для малышей

Вода является уникальной средой для организации тренировок с малышом. Авторы методики выделяют следующие положительные аспекты водной среды:

  • вода оказывает особый психологический эффект на состояние здоровья мамы и ее ребенка;
  • вода – прекрасная среда для рождения малыша, так как помогает смягчить родовой стресс;
  • движения в воде способствуют развитию новорожденного;
  • сон на руках у родителей в водной среде восстанавливает силы малыша;
  • кормление грудью в воде способствует улучшению лактации и более активному сосанию новорожденного.

Перед началом занятий важно «подружить» малыша с водой.

Реакция детей на водные процедуры весьма разнообразная. Большинству новорожденным свойственно испытывать чувство страха перед погружением в воду. В связи с этим, родители должны грамотно адаптировать свое чадо к новой среде. На помощь всегда придет опытный инструктор, который поможет освоить технику проведения водных процедур.

Китаев и Трунов в авторской методике выделяют основные этапы ввода новорожденного в акватический тренинг.

Рассмотрим их детально:

  1. Первый этап предполагает процесс привыкания малыша к водной среде. При этом родители обучаются основным ухватам и осваивают технику поддержки ребенка в воде с инструктором. Существуют различные способы поддержки: под подбородок, под грудь, под голову, за ручки, под мышки и т.д. На данном этапе родителям нужно избегать резких движений, чтобы не испугать грудничка и не вызвать у него отрицательную реакцию на водную среду. Когда малыш адаптируется к воде, и родители научатся им правильно манипулировать, можно переходить к другому этапу.
  2. На втором этапе малыш учится задерживать дыхание в воде, а родители ощущать его фазы дыхания. Голову и лицо ребенка при поддержке под подбородок поливают водой. При этом момент полива и начало выдоха должны совпадать. В итоге малыш рефлекторно задерживает дыхание. Достигнув длительной задержки дыхания, рекомендуется перейти на следующий этап.
  3. На третьем этапе родители обучаются чувствовать дыхание крохи. Для этого малыша с головой погружают в определенном ритме на пару секунд под воду.
  4. Последний этап помогает родителям научиться погружать кроху под воду без предварительных поливов.

Температура воды в ходе водных процедур не должна быть больше 32–34°С. Если температура воды больше указанной нормы, то это приведет к расслаблению ребенка и вызовет отказ выполнять упражнения.

Следует обратить внимание родителей на признаки, свидетельствующие о перегрузке малыша: побледнение кожных покровов и губ, отсутствие после погружения резкого короткого выдоха. Если вы заметили данные симптомы у ребенка, то нужно немедленно остановить тренировку.

Для новорожденного занятия на воде приносят массу положительных эмоций, а также предоставляют отличную возможность для общения и контакта с родителями.

 

«Бэби-йога» для новорожденных

Методика Трунова и Китаева предлагает для малышей специальную гимнастику, которая сохраняет актуальностьв течение первого месяца после рождения. Данный курсзанятий получил название «Бэби-йога», так как упражнения имеют схожесть с йогическими позами. Авторы методики рекомендуют организовывать занятия «Бэби-йога» только опытным инструкторам, а родители должны наблюдать за процессом.

«Бэби-йога» является действенным средством для коррекции мышечного тонуса и микросмещений у новорожденных. Также упражнения восстанавливают энергетический баланс в организме малыша, нарушенного после родов.

«Бэби-йога» применяется для устранения родовых травм у новорожденных, возникших после осложненных родов или неблагополучной беременности.

«Бэби-йога» помогает крохе адаптироваться к новой среде, расслабиться, снять мышечные зажимы. Кроме того данные упражнения выявляют физиологические нарушения у малыша: ассиметрию, патологию тазобедренных суставов и т.д.

Нравится